Oct 13, 2011

Moscow's Empire style. Part I.

Welcome to the Moscow in Stalin's Empire style.  Terrible and majestic period in my country's history.
Grand architecture for grand history.

Совершенно чудесная серия постов о сталинском ампире Москвы.
Оригинал взят у в Москва-Ампир
Москва-Ампир


В серии постов будет представлена архитектура Москвы середины 30-ых - конца 50-ых годов XX-го века. Каждый пост будет содержать часть истории ген. плана 35-го года и проиллюстрирован несколькими домами, отголосками того плана. На фотографиях будут только дома, построенные для номенклатуры.
Именно этот период явился расцветом сталинской неоклассики, представляющей из себя сочетание классических стилей - ампир, арт-деко, барокко и классицизм. При строительстве зданий этого периода активно примененялись коринфский и дорический архитектурные ордера. Сформулированные в древнем Риме Витрувием принципы гармонии архитектуры нашли применение в сталинских постройках. Это и архитектоника - идеальное соотношение сторон элементов здания, его пропорций; обилие советской символики, богатого декора; пафосная стилизация бытовых сцен из жизни советских рабочих и крестьян в барельефах и скульптуре; вместе с тем отделка мрачных тонов.


Генеральный план реконструкции Москвы 1935-го года - один из самых масштабных архитектурных проектов XX века. Ему предшестовали два плана реконстукции: первый был создан под руководством А. Щусева в 1918–1923 годах, второй – под руководством С. Шестакова в 1921–1925 годах. Оба плана - это попытка уйти от радиально-кольцевой структуры города, путем создания районов-спутников, примыкающих к уже сложившейся застройке и обеспечением дорог-дублеров. Оба плана тяготели к сохранению в неприкосновенности исторической части города, застройке новых территорий. Стоит отметить, что Алексей Викторович Щусев провел множество работ по строительству и реставрации церковных зданий, руководил работами по восстановлению Новгорода после Великой Отечественной, спроектировал Казанский вокзал в древнерусском стиле, известен многими знаковыми постройками в столице и других городах. Корни его творчества уходят в старину, в глубину наследия. Оба плана-предшественников принятого в 1935 году были раскритикованы партией и государством. На тот момент это означало репрессии в отношении участников проектирования, если бы не смягчающие обстоятельства. Смягчающим обстоятельсвом для Щусева было принятие проекта на строительство мавозолея Ленину. Ген. план, на который выделялись очень большие деньги и направленный на сохранение досоветской сердцевины, отбрасывающий советскую помпезную архитектуру на периферию города, на не освоенные территории, с точки зрения идеологии, являлся самым что ни на есть вредительским.
Основные предпосылки плана 1935 года были:

  • Краеугольный камень - идеологический. Показать эффективность советского руководства, продемонстрировать успехи социалистического строительства. Осуществление плана монументальной пропаганды(множество старых памятников было уничтожено, а новые не были построены).
  • На втором плане была необходимость в обеспечении жильем население города, постройка административных и производственных помещений; создание удобной инфрастуктуры города: дороги, образовательные, медицинские и другие общественные учреждения, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. В досоветской России коммунальная система, множество других отраслей были только в зачатке. Приходилось работу делать в чистом поле.
    Это и устранение отголосков гражданской войны: беспризорность, криминал, нищета.

Москва. Проспект Мира, дом 120
1. Проспект Мира, дом 120. Построен в 1953–1955 гг. в стиле позднего сталинского ампира для советскеой партноменклатуры.

Москва. Проспект Мира, дом 120
2.

Москва. Проспект Мира, дом 120
3.

Москва. Проспект Мира, дом 120
4.

Москва. Проспект Мира, дом 120
5.

Москва. Проспект Мира, дом 120
6.

Москва. Краснопресненская наб., 2/1
7. Краснопресненская наб., 2/1. Построен по индивидуальному проекту в стиле позднего сталинского ампира в 1954 году.

Москва. Краснопресненская наб., 2/1
8.

Москва. Краснопресненская наб., 2/1
9.

Москва. Краснопресненская наб., 2/1
10. Так выглядит дом без рекламы.

Москва. Земляной вал, дом 46
11. Земляной вал, дом 46. Жилой дом работников Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР

Москва. Земляной вал, дом 46
12. Очень богатый декор. Обратите внимание: на башнях здания ионические портики, уровнем ниже композитная капитель, еще уровнем ниже дорические портики, красивые эркеры.

Москва. Земляной вал, дом 46
13. Дом известен тем, что в 1949 году его автор, архитектор Е. В. Рыбицкий, получил за проект Сталинскую премию, а в 1955 году был её лишен — за архитектурные излишества.

Москва. Земляной вал, дом 46
14.

Москва. Земляной вал, дом 46
15. Это один из домов, который не понравился Никите Хрущеву и с которого началась борьба с излишествами в архитектуре после смерти Сталина.


Продолжение следует.


No comments: